Объяснение простое — недавно четыре члена рабочей группы в составе делегации побывали в немецком городе Белефельде, где сооружён такой же завод, какой планируют построить у нас. От увиденного все остались в восторге.
Как отметил в ходе заседания заместитель мэра, директор Департамента ЖКХ Владимир Новожилов, с момента объявления конкурса на рассмотрение рабочей группы поступило порядка 20 проектов мусороперерабатываающего завода — как из стран СНГ, так и дальнего зарубежья. Приоритетным для Николаева был выбран проект, поданный николаевской фирмой «УКР ЭКО СПК», которая представляет в нашем регионе немецкую компанию "MVA".
О принципе работы комплекса вкратце рассказал директор «УКР ЭКО СПК» Николай Червяченко.
После завоза на комплекс, мусор подвергается дроблению, затем сжигается в герметично закрытых баках.
В ходе сжигания вырабатывается тепло, которое может обогреть 30 тыс. квартир, и электроэнергия, которой хватит на 45 тыс. квартир.
Выполняется восьмикратная очистка газа при помощи специальных фильтров — электрофильтра, тканевого, водяного и других.
Заводом управляют 35 сотрудников, но в «мусоросжигательных» процессах персонал не участвует — на заводе полная автоматизация.
Отходы, остающиеся после сжигания, можно применять в качестве строительных материалов.
На заводе установлены три печи. Каждые полчаса с каждой из них подаются данные, которые выводятся на внешний экран, и их может посмотреть любой желающий. Данные тут же передаются в управление охраны окружающей природной среды.
В общей структуре загрязнения выбросы этого комплекса составляют менее 1%. Для сравнения было отмечено, что смог от городского транспорта вредит экологии города в восемь раз больше.
Мусор способен самостоятельно поддерживать активный процесс горения, без каких-либо дополнительных веществ. Если происходят длительные остановки на технологические перерывы, добавляется горючее (уголь, соляра, газ) для его разжигания...
Член исполнительного комитета городского совета Виктор Борович признался, что вначале он был яростным противником идеи размещения мусороперерабатывающего завода непосредственно в черте города. Теперь же он убеждён, что завод не может быть размещён ЗА пределами города, поскольку затраты на вывоз мусора и доставку его к месту расположения завода непременно лягут на плечи населения. Тарифы на вывоз мусора для населения власти города поднимать не планируют. А энергия, вырабатываемая заводом, будет продаваться населению по действующим тарифам, без превышения цены.
К тому же, немецкий инвестор собирается строить эту громадину полностью за свой счёт, что представляет для николаевцев, по мнению В. Боровича, большую ценность.
Инвестор, по словам Владимира Новожилова, выставляет нам следующие условия:
-
городская власть предоставляет территорию (5 га) в долгосрочное пользование (на 49 лет);
-
население города впоследствии покупает тепловую и электрическую энергию, которую выработает этот мусороперерабатывающий завод.
Условия николаевцев:
-
экологическая безопасность;
-
неповышение тарифов на переработку;
-
продажа тепловой и электрической энергии по действующим на данный момент тарифам.
По словам В. Новожилова, стоимость завода, который построен в Белефельде, «шкалит» за 400 млн. евро». Его проектная мощность — 420 тыс тонн. Николаевский завод будет поменьше: стоимость — порядка 20 млн., переработка — в пределах 100 тыс. тонн мусора.
К счастью или к сожалению, в Николаев будут свозить для переработки твёрдые бытовые отходы из соседних областей, в радиусе 150-200 км.
Сначала городской совет на сессии примет решение о проектировании и резервировании земельного участка. Затем в течение девяти месяцев фирма разработает проект завода. Впоследствии от полтора до двух с половиной лет потребуется на само строительство...
Заместитель начальника областного управления охраны окружающей природной среды Владимир Ефимов обозначил, что мы имеем дело с типичным мусоросжигающим заводом. Состав мусора, который предстоит сжигать в Николаеве, практически ничем не отличается от мусора, сжигаемого на заводе в Белефельде.
- Из-за того, что там (в мусоре — авт.) много негорючих материалов (разного рода камней, песка и так далее), на каждую тонну мусора образуется 250 кг золы, которая подлежит размещению на полигонах, или используется как добавка к цементу. Отход есть, но по степени своей опасности уже не может сравниваться с исходным мусором.
- Основной аспект влияния мусоросжигающего завода — это выбросы в атмосферу, - продолжал В. Ефимов. - Для всех мусоросжигающих заводов перечень выбросов в атмосферу давно установлен и известен. И качественно он ничем не отличается — что горит свалка, что работает мусороперерабатывающий завод. Прежде всего, это традиционные выбросы — оксиды азота, оксиды серы, оксиды углерода, хлористый водород, фтористый водород, тяжёлые металлы, ртуть, полихлорированные диоксины и полихлорированные фуранты. Качественно отличий нет — вопрос в количествах.
- Самое главное в системе контроля за выбросами — это обратная связь с управлением технологическими процессами. Состав мусора не может быть одинаковым всегда, он всё время меняется. В одну секунду туда шкаф попал, во вторую — арбузная корка, в третью — батарейка, которая содержит цинк и ртуть. И в зависимости от этого состава управляется режим работы каждого из фильтров — впрыскивается другое количество вещества, изменяется температура, может регулироваться избыток воздуха. За счёт этого достигается более высокая степень очистки.
Депутата горсовета Вадима Пашкевича больше всего интересовала экологическая составляющая данного проекта. Он ЗА строительство завода по переработке ТБО, но его беспокоит, что инвестор не предоставил экологическую экспертизу проекта.
Однако Виктор Борович заверил, что выбросы вредных веществ с завода, работающего в Германии, составляют от 0,6% до 7% от установленных там норм.
- На сегодняшний день завод, который мы смотрели в Белефельде, даёт вредных веществ меньше, чем обычная дворовая котельная, работающая на угле, - говорил член исполкома.
Но... Если немцы, в силу своей аккуратности и чистоплотности, могут эффективно контролировать все процессы и не допускать превышения выбросов в атмосферу, то не факт, что это удастся украинцам. Ведь, как отметил В. Борович, «у нас другие привычки, другой менталитет». К тому же, не секрет, что «у нас любят потихоньку сэкономить, подкрасть, сделать технологический процесс более малозатратным».
И трудно спрогнозировать, чем эта «малозатратность» обернётся для наших потомков. Поживём — увидим?..
Немає коментарів:
Дописати коментар