Найти его несложно. Достаточно «сесть на хвост» какому-нибудь из мусоровозов.
Груженых и уже пустых машин с логотипом КП «Комплекс по вывозу бытовых отходов» - это предприятие занимается вывозом харьковского мусора - на дороге встречается много.
По краям на пути к свалке «спят» зимние поля.
Кто бы мог предположить, что чуть-чуть дальше, в овраге «прячется» многотонная мусорная гора.
Внутри этого монстра КраЗы кажутся игрушечными. Видите, на дороге - «крошка»-ЗИЛ?
Птиц – традиционно много. Внешне куча мусора выделяется голубым цветом. Это бутылки.
По оценке экологов, каждый год Харьков производит от 800 тысяч до 1,5 миллионов кубометров отходов. Для сравнения – это порядка 240 железнодорожных составов, каждый из которых состоит из 40 вагонов.
Украина в целом - ежегодно сорит одним миллиардом тонн. Из 770 зарегистрированных в Украине полигонов - 248 переполнены. И это не считая несанкционированных свалок.
Харьковские чиновники уже несколько лет «культивируют» идею о строительстве в городе современного мусороперерабатывающего завода, как в Европе. Последним о «появлении завода, где будут применяться передовые технологии», рассказывал советник мэра Харькова Фазиль Аббасов.
Фазиль Аббасов, советник мэра: «Сегодня полигоны и получение дополнительных земельных участков, ведение разработок проекта, строить это всё – это очень накладно для городского совета. Поэтому мы вплотную работаем сейчас с возможными инвесторами – и внутренними инвесторами из Украины, и Российской Федерации, и за рубежом. Эта работа продолжается. Нам для решения этой проблемы необходим мусороперерабатывающий завод, который снимет проблему».
А лучше – два, строил планы Аббасов в ноябре, и чтоб производительность каждого - по 100 тысяч тонн.
Строительство современных комплексов по переработке и утилизации твёрдых бытовых отходов – одно из направлений Государственного агентства Украины по управлению национальными проектами. Есть такая программа – «Чистый город» (утверждена в сентябре 2010-го). Если всё сложится, как обещается, в стране в качестве «пилотного» проекта появится 10 заводов по переработке мусора. Срок реализации программы – 4 года, ориентировочная стоимость – 5 миллиардов гривень.
Планируемый результат нацпроекта – уменьшение площадей захоронения отходов на украинских полигонах в 8-12 раз (от 40 до 80 га в год).
Роман Нехорошков, директор Департамента жилищного хозяйства: «В проекте нацагентства определены города, где планируется строительство заводов за счет частных инвестиций соответствующих перерабатывающих предприятий. В этот список включен и Харьков. Но вопрос в том, что наша компетенция будет сводиться к тому, что мы будем оказывать помощь этим инвесторам в части согласования технических условий, утверждения проектно-сметной документации… То есть предполагается, что мы не будем финансировать строительство. В большей степени – это частно-государственное партнерство. Государство со своей стороны, может быть, оплачивает техдокументацию, город – тоже максимально упрощает процедуру согласования этой документации, а инвестор вкладывает средства в строительство».
Предложений от инвесторов, по информации Нехорошкова, - масса.
«Но пока всё упирается в то, что инвесторы хотят окупаемость, а тариф не покрывает их затраты… Если строить, придётся менять тариф. Но мы пока не понимаем платежеспособность населения в этом вопросе, а сроки окупаемости не устраивают инвесторов. При нашем тарифе (12, 1 коп/квадратный метр площади квартиры – авт.) для них это получается очень долгосрочный проект», - поясняет Нехорошков.
До такого тарифа, как на картинке, нам ещё расти и расти, рассказывает губернатор Харьковской области Михаил Добкин. Он, в отличие от своего экс-советника Аббасова, уверен: мусороперерабатывающего завода в Харькове не будет ещё долго.
Добкин делится знаниями: говорит, видел мусоросжигательное предприятие на Лазурном берегу, в городе Ницца. Завод стоит в центре Французской Ривьеры. И так серьёзно оборудован, что человек непосвященный его никогда не заметит, утверждает губернатор. (Кстати, в Ницце существует специальная программа по утилизации отходов – людям объясняют, как с ними справляться).
Михаил Добкин, губернатор Харьковской области: «Я провел более 30-ти переговоров, будучи мэром, с различными инвесторами, в том числе с представителями экономических отделов дипломатических посольств, которые приводили бизнесменов. Проблема в чём? Везде во всем мире есть стоимость утилизации твёрдых бытовых отходов. В различных странах собирают деньги для этого – либо с налога на недвижимость, либо взымая обычную плату за коммунальные услуги. Так вот менее 70-ти евро за тысячу кубометров на утилизацию мусора, я нигде не встречал. Мы с вами в нашем тарифе собираем 1 евро. То есть у нас дефицит – 69. Мы даже пытались искать кредитные деньги, так называемые экологические, с очень низкой процентной ставкой, на 25 лет, и как-то с помощью этих денег пытаться компенсировать утилизацию. Не получается».
Но получается другое. Власти договариваются с инвесторами об установке по сортировке мусора на Дергачевском полигоне.
«На территории Дергачевского мусорного полигона мы организуем сортировку мусора, и с помощью специального оборудования, используя ручной труд, будем отбирать из мусора всё самое ценное – картон, алюминий, пластмассу, стекло… Всё, что дальше может пойти на переработку. Оставшийся мусор, который никуда не может быть использован, а должен быть только утилизирован, путем сжигания или разложения его на частицы – разные есть технологии – он будет с помощью специальных прессов сжиматься, оборачиваться в специальный упаковочный материал и аккуратно складироваться. Что нам это даст? Во-первых, коммерческая выгода. Во-вторых, количество мусора и его внешний вид даст возможность продлить жизнь Дергачевского полигона лет ещё на 10 – к тому, что у нас есть. Это на сегодня единственный возможный вариант работы с твёрдыми бытовыми отходами в Харьковской области», - считает Добкин.
«Вкусные» отходы
«На самом-то деле сортировка на Дергачевском полигоне ведется! С помощью бомжей… Приходит машина, высыпает всё, туда сразу «подлетает» человек пятьдесят с такими приспособлениями ручными, разгребают эту кучу, отбирают то, что нужно – металл, стекло, ещё какие-то ценные материалы – после этого бульдозер сравнивает это всё. Идёт на самом деле у нас сортировка!», - рассказывает о «чёрном» сборе мусора эколог, глава Харьковской областной организации Всеукраинской экологической лиги Сергей Разметаев.
На всём мусоре заработать нельзя. А вот на его отдельных составляющих – «копейку» сделать можно. К «вкусным» отходам относят пластик, бумагу, стекло, металл.
Предприятия, которые специализируются на переработке отдельных отходов (например, пластика или картонных коробок) работают и в Харькове. Представители компаний договариваются с жильцами отдельных домов, устанавливают во дворах специальные контейнеры.
«Я знаю, по Салтовке, Алексеевке…фирма заключила там договора, поставили эти контейнера. Приезжают, забирают. Причем забирают бесплатно. Посмотрите, какие наши люди сознательные, экологически грамотные. Люди готовы бесплатно отдать, бросая туда пластиковую бутылку, понимая весь вред и необходимость сортировки. Никаких проблем же нет, - говорит эколог. – Металл, пластик, он собирается. Что делать с этими неинтересными отходами? Есть разные технологии, но всё требует денег, серьёзных денег. Не бывает дешевой экологии. Нет, она бывает. Вот мы живем в дешевой экологии. Мы дышим плохим воздухом, пьем плохую воду, ходим по загаженным лесам. Это, так сказать, дешевая экология. Качественная вещь стоит дорого. Поэтому и здесь нужно вносить большие средства, в первую очередь, бюджетные средства… Не придёт бизнес просто – это не бизнесовый проект».
Страны бывшего СССР наиболее остро ощутили проблему утилизации ТБО, потому что не ожидали такого потока упаковки. Раньше коробка конфет была дефицитом. Сладости брали на развес, а потом складывали в припасенную дома коробку.
«Ну не было такой техники, не было столько упаковки. И картонной, и полистирольной, и пластиковой… Бутылок пластиковых! Молоко покупалось в бутылках, бутылка сдавалась в молочный магазин или приёмный пункт. Такого объема не было. Ещё один момент - частный сектор отапливался печками. Что в печку шло? Да всё, что во дворе было лишнее, то и палили – и бумагу, и всё. Теперь все дома перешли на газовое отопление. Печек не стало. Маленьких, мини-мусоросжигательных заводов в каждом дворе не стало. Куда всё пошло?... Благосостояние чуть улучшилось. Ремонтов стали больше делать. Больше строительного мусора», - объясняет объёмы мусора Разметаев.
Эколог рассматривает систему вывоза мусора в Харькове с нескольких позиций. Вопрос первый – соответствует ли она существующим нормативным требованиям? Ответ: да. Санитарная схема очистки города разработана и действует.
«Если бы этой системы не было, то можете себе представить. Каждый человек может себе представить: например, в выходной машина не приехала. Моментально ощущается. Переполненный бак во дворе стоит, сразу запах, вороны, собаки. Мы замечаем, когда не вывезли, а когда вывезли - не замечаем. То есть, система налажена, работает, есть предприятия сертифицированные, места установленные. Город сделал большой шаг – охватил и частный сектор, чего раньше не было. Город очищается. Это первая ступень», - говорит специалист.
Вторая ступень – куда это всё везти?
«Туда, куда везём, там уже всё переполнено, что бы ни говорили про вторую, третью очередь. Там уже никакой очереди не должно быть! Там давно уже перегруз полностью. Все нормативы превышены. Там эти нормативы пересматривают, дотягивают. Но некуда! А куда повезти? Чтобы повезти в какое-то другое место, нужно его найти – это должен быть довольно большой овраг, сухой, чтоб не было водных ресурсов и, самое главное, чтобы не было население против. Ведь у нас уже сейчас такие территории распаёваны, находятся в частной собственности граждан. Чтобы забрать эти деньги – получи у каждого согласие. Либо так, либо – через суд. Выдай каждому компенсацию. Это раньше можно было – приказал и всё. Уже не получится. В Выскочкином Яру так не получилось – люди выступили против и сельсовет не дал согласия», - утверждает эколог.
Отходы, которые уже попали в мусорное ведро, нужно сортировать, согласно санитарным нормам.
«Если мы собрали с вами бумагу, отнесли сдали в макулатуру, это макулатура, а если мы достали её из мусорного ящика, то её уже все равно нельзя использовать в одном производстве, даже для тары, для упаковки – запрет. Принято, что у нас мусор – это что-то такое грязное, противное. Да, действительно, по тому, как мы сейчас собираем мусор… Прошли осадки – то, чтобы потом с этого бака, сбросили в мусорную машину, где там ещё специальным прессом запрессовали, то, что с этой мусоровозки привозят, то да, конечно, оно имеет вид, мягко выражаясь, нетоварный. Как ещё это можно ещё что-то отсортировать? Ну будет дробилка разрывать… Опять же будут отбирать металл, стекло»
Выход из положения – сортирование мусора еще до полигона. Немаловажный момент – разделение отходов по категориям. К примеру, опасные медицинские отходы или энергосберегающие лампочки.
«Куда попадает энергосберегающая лампочка? В бак с отходами. Но если она туда попала и, тем более, там разбилась, то уже весь этот бак с отходами представляет опасность 4-го, 5-го класса. И никакая сортировка, никакая переработка. А мы знаем, что она там лежит?», - задается вопросом Сергей Разметаев.
Складировать отходы в кучу и утрамбовывать их слоями на полигоне – проще (нужно разве что место и бульдозер) и дешевле, но если не смотреть вперед и расширять площади свалок, рано или поздно в харьковском мусоре можно будет «утонуть».
Сбор и вывоз мусора в плане предприятий, работающих в этой сфере – вещь монопольная. Существует версия, что именно по этой причине в город не идут инвестиции.
«То есть те, кто монопольно собирают и вывозят мусор, они же и не пускают сюда ни передовые технологии, ни капитал. Почему? Потому что это их бизнес! За счёт бюджета вывозить мусор, но из этого потом фактически нелегально выбирать ресурсоценные вещи и сдавать их, реализовывать и так далее. Кто посчитал? А ну-ка дайте мне, в плане – сколько Дергачевский полигон должен сдать металла? Там такого нет. А они ж его сдают. Куда сдает? Кто сдает? Поэтому сдает Иван Иванович Иванов, получил деньги за металл, а не предприятие сдало и переработало, оно же не занимается переработкой мусора», - говорит эколог.
Найти подтверждение «чёрному сбору» мусора, да и вообще посмотреть, как работают в глубине полигона, «МедиаПорту» не удалось. Только понюхать – и то издалека. Полигонами занимается Департамент коммунального хозяйства во главе с Виктором Китаниным. Главный городской коммунальщик – в отпуске. Его заместитель, Эвелина Станкус, такие вопросы, говорит, не решает – всему голова пресс-служба.
Новоназначенный глава пресс-службы мэрии Виктория Лукашова и её заместитель, Ольга Мирошниченко, экскурсию на свалку запретили. Сотрудники по работе со СМИ поинтересовались материалом и решили, что он не актуален – комментарии чиновников были взяты в течении декабря-января. Вторая причина: сегодня – не время. 12-го января – сессия, «мусорным» вопросом заниматься некогда. И третье, на сладкое: зачем отвлекать сотрудников работающего предприятия от работы? «Это всё равно, что к вам в квартиру врываются», - объяснили в пресс-службе.
Украина и мир
В Украине существует два завода по утилизации мусора – это мусоросжигательный завод «Энергия» компании «Киевэнерго» в столице, и Производственный комплекс №1 компании «Экология Украина» в Днепропетровске.
Говорить о передовых технологиях в Украине не приходится. Вообще мусоросжигание, если оно не оборудовано мощнейшими фильтрами, наносит серьёзный вред воздушной среде. В атмосферу выходят целые классы опасных веществ – полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), диоксины.
Там же, где готовы раскошелиться ради экологии, справились с сортированием…
….и нашли новые способы утилизации мусора.
Перерабатывающие мусор заводы есть в таких странах, как Германия, Швеция, Швейцария, Япония, США.
Шведы, помимо переработки отходов, используют энергоэффективную утилизацию. Из мусора они производят энергию. По этой технологии из отходов вырабатывается биогаз, который может использоваться в качестве автомобильного топлива или для получения электричества и тепла.
Автор: Татьяна Федоркова
Редактор: Полина Мирер
Адрес новости: http://www.mediaport.ua/news/statiy/75315/
Немає коментарів:
Дописати коментар