Экологичный шопинг с отказом от пластиковых пакетов стал не только актуальным, но и модным трендом. Дизайнеры предлагают такое количество оригинальных экосумок, что потребитель даже успел растеряться от их многообразия.
С 1 июля 2009 г. во всех канадских магазинах IKEA вводится новое правило — покупки каждый посетитель отныне должен укладывать в личные пакеты, принесенные с собой. А особо забывчивым за один доллар предложат специальную сумку многоразового использования, изготовленную из экологичного полипропилена. При этом персонал на кассе не забудет любезно напомнить, что для очередного шопинга ее стоит прихватить с собой.
На этот шаг мебельный гигант пошел вовсе не от жадности. Учитывая масштабы «антипластиковой» кампании, прокатившейся по миру, раздача бесплатных полиэтиленовых пакетов все больше становится дурным тоном. К тому же выяснилось, что 82% клиентов IKEA в Канаде полностью поддержали нововведение. «Это, по сути, новый уровень заботы о потребителе, — так прокомментировал эти результаты «ВД» Хетал Яривала, дизайнер компании Flip & Tumble — Многие магазины начали делать скидки тем, кто приходит к ним с сумками многократного использования, а это позволяет лишний раз пережить чувство удовлетворения собой. Или, наоборот, чувство вины, если сумка забыта».
Возможностей для подобных «зеленых» начинаний становится все больше — не только отдельные компании, но и целые города и даже страны (см. «К сведению») заявляют о своем постепенном переходе на исключительно экологичные пакеты и сумки, пригодные для повторной переработки. В итоге почти каждый месяц на суд потребителя выставляется очередная серия экоторб, сшитых из различных материалов, в самых оригинальных вариантах и для любого предназначения.
Коттоновый шик
На первых порах бывалому шопоману достаточно было показать обыкновенную хлопковую сумку с громкой и, желательно, провокационной надписью на тему «какой нехороший пластик», и ее продажа была гарантирована. Настоящий фурор в свое время вызвала тряпичная торба лондонского дизайнера Ани Хиндмарч. Здесь не было никаких новаторских приемов или замысловатого кроя, обычная сумка с двумя ручками-жгутами. Все, что сделала англичанка, так это напечатала на белой материи лаконичную фразу «I'm not a plastic bag». Как оказалось, этого было достаточно, чтобы летом 2007 г. поднять на уши пол-Лондона — в шесть утра у дверей магазина уже дежурила километровая очередь, и всего за пару часов все 800 сумок из лондонской партии были проданы, по одной — в каждые руки. «Сумочное помешательство» докатилось даже до Гонконга, где работникам торгового центра пришлось вызывать полицию, так как две тысячи фанатов «Неполиэтиленового пакета» устроили потасовку прямо у входа в еще не открывшийся сумочный бутик. Спустя неделю стоимость сумки взлетела: на интернет-барахолке Ebay ее продавали за рекордные $480 против первоначальных $10. В итоге незамысловатое творение Ани Хиндмарч получило неофициальный титул «Самая желанная сумка года», а ее коллеги по цеху крепко задумались об аналогичных подвигах.
Остроумные лозунги для экоторб по-прежнему востребованы армией потребителей. По очень простой причине — это не только актуально или модно, это ведь еще и дополнительный интеллектуальный посыл окружающим «посмотрите, какой я социально-ответственный и рассудительный». Так что разработчики многоразовых матерчатых сумок сей демонстрационный порыв стараются оформлять в красноречивые фразы типа «Green is good», «Make love not carbon», «Plastic Shmastic», «My reusable bag makes me better than you».
Но одних слов, как выяснилось, мало. Основное внимание производители сумок сосредоточили на экспериментах с дизайном. Как ни крути, но рациональные доводы о необходимости бережного отношения к природе звучат намного громче, если подключить к этому ключевой «центр удовольствия» современного потребителя — его эмоции. А это дизайнеры могут! Только представьте, какую реакцию может вызвать крохотная сумка-граната, которая в виде брелка болтается на сумке примерной домохозяйки... Это изобретение под названием «Greenaid» в американском дизайн-бюро Lovegrove & Repucci разрабатывали явно не без намека — сумка в руках женщины в нужное время и в нужном месте действительно мощное оружие! Стоит только дернуть за чеку-застежку, развернуть компактную сумку и уже через полчаса шопинга придется доставать вторую «гранату». Мужчины от такого аксессуара, кстати, тоже не отказываются. А значит, задача по привлечению дополнительной аудитории выполнена. Некоторые компании в последнее время начали разрабатывать серии многоразовых сумок отдельно для женщин, мужчин и детей, делая акцент на различных цветах и орнаментах (от цветочно-кружевных мотивов до сдержанной «оксфордской» клетки). Свою нишу заняли сумки для удобной транспортировки винных бутылок (с крестовой перегородкой внутри) или хлебного багета (в виде вытянутого чехла). В Японии наконец вспомнили про свой традиционный «банный коврик» — фурошики. В старину посетители японских бань (фуро) заворачивали в этот квадратный лоскут ткани (шики) мокрое кимоно. Но позднее фурошики стали использовать для упаковки и переноски любых предметов. После того, как многофункциональную японскую торбу поддержали на государственном уровне, официально провозгласив ее альтернативой пластиковым пакетам, популярность фурошики снискала по всему миру. Причем, основной фишкой для европейцев стал не сам хлопчатобумажный «коврик», а различные способы его завязывания, которых насчитывается более 20-ти.
Попытка номер два
«Все больше людей меняют образ жизни: переходят на экономичные люминесцентные лампы или те же сумки многократного использования, — объясняет «ВД» Бекка Швальм, представитель компании ChicoBag. — Хозяйственная торба с оригинальным дизайном становится объектом внимания, побуждая других покупателей отказываться от одноразовых пластиковых пакетов. Это хоть и малое, но важное начинание».
Но, можно ли каждую такую альтернативную торбу считать экологичной и дружественной по отношению к природе? Оппоненты экоторбы утверждают, что, мол, хотя ей и не придется разлагаться на свалке более двухсот лет, как полиэтиленовым пакетам, однако использовать приставку «эко-» в отношении таких сумок зачастую можно с большой натяжкой. По мнению особо озадаченных защитников экологичности, самая «правильная» торба должна быть изготовлена только из натуральных волокон, например, органического хлопка или конопли, выращенных без применения пестицидов и специальных удобрений. Она не может быть обработана отбеливателями и химическими красками, что приводит к дополнительному расходу воды и ее загрязнению. Ни о каком упоминании «Made in Chinа» тоже не может быть речи — танкерная транспортировка «сжигает» огромное количество топлива, что опять же приводит к загрязнению окружающей среды. Плюс этические моменты, связанные с использованием дешевой рабочей силы или детского труда. Оптимальный вариант — сумка, произведенная в той стране, где будет продаваться, с учетом всех вышеуказанных условий.
Однако идеалистов в нашем неидеальном мире пока мало. И в борьбе с нерациональным потреблением пластиковых пакетов сегодня применяются все известные и доступные способы. Взять, к примеру, переработку ПЭТ-бутылок. Компанию ChicoBag не смущает тот факт, что ее сумки не из органического волокна. Наоборот, гордо сообщает на каждой этикетке: «Эта сумка сделана из семи пластиковых бутылок!». Всем понятно, что материалы, которые прошли повторную обработку и могут быть многократно рециклированы — не менее бережливый и «зеленый» подход. Под брендом Ecoist изготавливаются сумки из конфетных оберток, продуктовых упаковок и лимонадных этикеток, давая им, таким образом, второй шанс на потребление. Немало компаний шьют свои торбы из «вышедших в тираж» билбордов, используя в качестве материала виниловое или брезентовое полотно рекламных щитов. В целом, каждый третий производитель экоторб, помимо натуральных материалов, берется использовать многие другие. «Все ткани, кроме проверки на прочность и качество, изучаются на предмет максимальной экологичности, — объяснила «ВД» Белинда Клаес, менеджер по развитию компании Envirosax (Германия). — Для этого у нас работает специальная группа, которая проверяет материал на наличие ядовитых веществ, тяжелых металлов и пр.»
И все же одной сумки мало, чтобы перейти на сторону экопотребления. Хотя большие перемены, как известно, начинаются именно с маленьких шагов.
Причины лояльности к экосумкам
(данные: EPA, другие источники)
На каждые пять сумок, розданных в супермаркетах, приходится четыре полиэтиленовых пакета.
Ежегодно в мире используется от 500 млрд до 1 трлн пластиковых пакетов, что значит один миллион в минуту.
Только 1% полиэтиленовых пакетов перерабатывается, остальное накапливается на свалках.
Страны, объявившие бойкот пластиковым пакетам Европа: Ирландия, Бельгия, Франция, Швейцария, Дания, Германия, Италия, Швеция, Мальта
Азия: Япония, Пакистан, Индия, Южная Корея, Сингапур, Китай, Турция, Бангладеш, Западная Бенгалия, Тайвань, Филиппины
Африка: Танзания, Руанда, Сомали, Ботсвана, Уганда, Занзибар, Эфиопия, Кения, Самоа, Бутан
Океания: Австралия, Папуа-Новая Гвинея
Ольга Володченко | ВЛАСТЬ ДЕНЕГ Май 2009, (№227)
Немає коментарів:
Дописати коментар