Вид был довольно неприятный: в центре города где попало валялись сотни оберток, пластиковых и стеклянных бутылок. В спальных районах вообще творился кошмар. Троещину, где мусор перестали вывозить почему-то еще за три дня до праздничной даты, буквально давил неприятный «мусорный» запах. И это все в 30-градусную жару! Вот они, причины резкого роста различных заболеваний, в т. ч. у детей, — замусоренные дворы и улицы. Если в больной окружающей среде человек не может быть здоров, значит ли это, что Украина погрязла в беспросветной экологической кабале по собственной инициативе?
Современный мусор не разлагается
Любая деятельность человека — от сферы производства до сферы потребления — в конечном варианте заканчивается продуцированием отходов. Как правило, они состоят из изделий и материалов, непригодных для дальнейшего использования в быту, поэтому чаще всего отправляются на свалку. По некоторым данным, производство твердых бытовых отходов (ТБО) одним человеком колеблется от 0,5 до 1,2 кг в день. Если, к примеру, в городе проживает 250 тыс. человек, то ежедневно мусор в нем увеличивается на 250 т, ежемесячно — на 7500 т и т. д.
29 февраля 2008 г. во время «круглого стола» «Использованная упаковка — мусор или вторичное сырье», проведенного в ходе выставки «Пак Экспо-2008» в Киеве, президент Клуба упаковщиков Украины Валерий Кривошей привел следующие цифры. «В Украине сосредоточено от 20 до 30 млрд. тонн отходов (в том числе промышленных). Это в среднем 50 тыс. тонн на один квадратный километр территории нашей страны. Среди них твердых бытовых отходов — 60 млн. тонн. Ежегодно накапливается 11 млн. тонн твердых отходов, из них 2,5 млн. — упаковка. В странах ЕС, где этой ситуацией всерьез озаботились еще в 90-е годы, на тысячу долларов ВВП образуется 32 кг отходов, в Польше — 124 кг, в Украине — 15 тыс. кг».
Соответственно созданная в стране организационная структура в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами не только не решает проблему их утилизации, но и приводит к еще большему их накоплению.
Как правило, ТБО в Украине хранятся на полигонах и свалках. С введением в обиход полимеров количество «отходных» мест начало стремительно возрастать: при малой плотности их размеры и объемы катастрофически велики. В свою очередь земельные участки для размещения новых полигонов возле города найти проблематично из-за дороговизны земли и высокой стоимости транспортировки ТБО.
Возникает и проблема сбора и сортировки мусора в виде твердых бытовых отходов. Ведь для того чтобы что-то утилизировать, его в первую очередь нужно собрать. Лучше этот вопрос решается в больших городах, хуже — в райцентрах и почти совсем не решается в сельской местности. В свалки бытовых и не только отходов превращаются лесные опушки, обочины дорог, территории заброшенных сельских усадеб и городских долгостроев. При этом состав и объем бытовых отходов чрезвычайно разнообразен и зависит не только от местности, но и от времени года.
В наше время потребление пластмасс заметно превышает аналогичные показатели по другим видам вторичных материалов. Проследить изменение структуры вторичных ресурсов легко. В 80-е годы лидировали макулатура и стеклобой. В 90-е увеличилось количество вторсырья, но структура практически не изменилась. А такого понятия, как полимеры, не было в принципе. С начала 2000-х количество органических отходов начало стремительно уменьшаться. На первое место по темпам роста вышли полимеры, тряпки и изношенные шины.
При этом в Украине до сих пор нет ни одного законодательного документа, который бы предупреждал постоянное нарастание объемов полимерной упаковки и тары.
Изношенные шины весьма ограниченно используются повторно, поэтому их основная часть захороняется где попало, создавая значительную нагрузку на природу. Материал, из которого изготовлена подобная продукция, выделяет в водное и воздушное пространство около 100 веществ, опасных для живых организмов.
Не было в Украине ранее и столь много выброшенного на свалку тряпья. Увы, технологии его переработки у нас нет. Это раньше работали фабрики нетканых материалов, и отходы сортировали по нескольким видам: вата, мешковина, шерсть и т. п. Сегодня же повторного использования тряпья не практикуют. Масса этих отходов увеличилась в первую очередь за счет секонд-хенда. И здесь действует сугубо психологический момент — цена изделия. Человек, купивший вещь за 100 грн., будет с ней более бережен, чем с тряпкой за 3 грн.
На свалках можно делать деньги
А между тем любой мусор в руках знающего человека — это уникальный ресурс. В мире давно доказана экологическая и экономическая целесообразность повторного использования природных отходов.
Например, в компании Intercontinental Recycling (Китай) пластиковые бутылки перерабатывают на хлопья ПЭТФ и гранулы ПЭВД, которые применяются для изготовления полимерных пленок, пластиковой тары и труб. Компания Rehab открыла в Наване (Ирландия) завод по производству пенополистирола на базе вторичного сырья в виде отходов электроники и электротехники. Переработка позволяет использовать этот материал в промышленности и быту — из него изготавливают канцелярские принадлежности, упаковку, галантерею.
В качестве сырья для получения резиновой крошки, используемой в производстве пластикатов, кровельных и изоляционных материалов, давно применяют изношенные шины. А из отходов пластмасс еще в 2007 г. в Германии научились получать дизельное топливо.
Не стоит забывать и о традиционных компостных ямах для изготовления удобрений, которые до сих пор широко используют в сельском хозяйстве.
И все-таки знаковым научным событием, решающим проблемы экологии всех стран, можно считать создание биопластика. Этот материал сделан из натурального крахмала, который спустя некоторое время разлагается на микроорганизмы. Поскольку больше всего крахмала содержится в злаковых растениях и картофеле, особых проблем с получением сырья для производства биопластика нет. В настоящее время уже производится ряд изделий из натуральной пластмассы. Например, полилактид можно использовать для производства как одноразовой посуды, так и разнообразной упаковки, так как он не вреден для здоровья человека. К тому же изделия из «кукурузного» биопластика можно производить с расчетом срока самораспада.
Биопластик вытесняет пластмассу, это факт. Во Франции, Италии и Норвегии товары продаются в биопластиковых пакетах марки Mater-Bi, которые уже давно выпускает итальянская фирма Novamont. В «Макдональдсах» Австрии и Швеции предлагают вилки и ножи, изготовленные из кукурузы, а известная компания Goodyear выпустила первые биошины.
Но наиболее плотно к вопросу переработки вторичного сырья подошли японцы. Промышленные отходы они используют для создания насыпных территорий и островов в океане, и уже сегодня более 60% всей длины береговой линии — искусственные. Например, в морском заливе на юге портового города Кобе насыпан искусственный атолл Порт Айленд, сооружение которого велось с 1966-го по 1981 г. Площадь острова — 436 га.
Важно вспомнить и о первой в мире электростанции, использующей топливо, полученное от переработки пластмассовых отходов. В 2003 г. в городе Томакомаи на Хоккайдо ее построила японская компания «Саникс». Как результат — отходы собираются и перерабатываются в топливо на 16 заводах, находящихся в разных регионах Японии. Из переработанных пластиковых бутылок в Японии изготавливают спортивную одежду, школьную форму, канцелярские товары, офисную мебель и многое другое. Перерабатывают и различные виды стекла, изготавливая, например, плитки для мощения улиц и облицовки стен. Одноразовые фотоаппараты разбираются на детали, которые перерабатываются для производства таких же новых фотоаппаратов.
Ответ на вопрос, почему же такой перспективный ресурс, как ТБО, разбросан по украинской земле, а не находится в переработке, очевиден. Вовлечение отходов в хозяйственный оборот достаточно затратно. Причина дороговизны — в раскомпоновке бытовых отходов, которые попадают на свалку в смешанном виде. А для экономически и экологически приемлемой утилизации мусор нужно отделять друг от друга. Но, например, в Ровенской области жители только учатся это делать, а раздельная сборка другими предприятиями и службами настолько дорогая, что за это, как правило, никто не хочет браться.
Наряду с тем, что организация сбора вторичного сырья — довольно важный, сложный (особенно у населения) и трудоемкий процесс, проблема в том, что сбор большинства видов отходов не имеет для предприятий и, к слову, для семейного бюджета коммерческой выгоды. Хотя еще недавно основным направлением заготовки вторсырья было материальное и социальное стимулирование населения.
Затраты на заготовку ТБО, сохранение и отправку их для дальнейшей утилизации нужно перекрывать за счет других видов вторсырья, например макулатуры. А это предпринимателям однозначно невыгодно. Речь идет о лицензированных предприятиях, условия работы которых утверждены Госкомитетом по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, а также Министерством экологии и природных ресурсов Украины.
Но все, что неприбыльно на официальном уровне, является лакомым куском для теневых структур, работу которых диктуют потребности рынка в том или ином виде вторичного сырья. Массовый прием стеклотары, шин и т. п. можно увидеть на открытых площадках, в подвалах складских помещений во всех городах Украины. Если они работают, значит, это кому-то надо! И если говорить конкретно о стеклотаре, то она нужна отнюдь не производителям алкогольных напитков и пива, потому что в нашей стране повторно использовать тару весьма затратно. Вывод один — ее собирают для изготовления фальсификата.
Кроме того, в Ровенской области открывается много новых торговых центров, ни один из которых не заключает договоров на утилизацию ТБО. А это уже нарушение законодательства, в частности ст.32 закона «Об отходах», который запрещает владельцам отходов передавать, продавать отходы другим предприятиям, организациям и гражданам, работающим без соответствующей лицензии на право экологически безопасного обращения с отходами.
Соответственно легальных предприятий, которые занимаются сбором, сортировкой и дальнейшей переработкой тряпья, изношенных шин, пластмассы, пэт-бутылок и стеклобоя, в Ровенской области мало. Можно ли решить проблему сбора вторсырья? Очевидно, только в том случае, когда будут обеспечены ее основные связующие: приняты соответствующие законодательные документы, введено экологическое образование и определена стимуляция для конкретных предприятий.
Сегодня раздельный сбор ТБО рассматривается как нечто пришедшее из Европы. Между тем еще в советские времена такие отходы, как пищевые, макулатура и металлолом, собирались и заготавливались отдельно. В раздельном сборе мусора есть как плюсы, так и минусы. Мы снимаем нагрузку с окружающей среды, сокращаем расходы на транспортировку мусора, экономим ряд природных ресурсов, и нам не надо строить так много мусоросжигающих заводов — это плюс. Главный же минус — трудности в организации процесса. Чего стоит только научить людей выбрасывать мусор в разные контейнеры! Да и захотят ли местные власти заниматься этим вопросом вплотную? В Ровно вроде бы начинают предпринимать шаги в этом направлении. Но уже сегодня, когда процесс только на стадии разработки, неясно, кто именно должен сортировать утиль, если человек сознательно будет продолжать смешивать отходы? И понятно, что ввиду отсутствия экономической стимуляции для частных предприятий эта задача будет полностью возлагаться на коммунальные службы.
Расширенная ответственность производителя
Переходим к вопросу финансирования затрат на утилизацию ТБО, от которого зависит экологическая безопасность и Ровенского региона, и Украины в целом. В мире существует два подхода в вопросе финансирования мероприятий по утилизации отходов и уменьшению объемов их образования.
Согласно первой концепции — финансирование сбора, обработки и утилизации берет на себя производитель новой продукции.
Другая концепция, которую пытаются использовать в Украине и некоторых странах Европы, базируется на ст.41 закона «Об отходах» — «финансирование мероприятий по утилизации отходов и уменьшение объемов их возникновения происходит за счет средств производителей отходов и их владельцев». Если, например, в Ровенской области выпускается минеральная, пивная и др. продукция в пластиковых и стеклянных бутылках, весь процесс от производства до утилизации или переработки тары идет за деньги производителя. Но, как видим на практике, требования этого закона в Украине не выполняются. А тем временем создать условия, чтобы предприятия следовали законодательству, возможно. Как вариант — новое сырье на изготовление обертки или тары нужно выдавать только после того, как владелец предоставит официальный документ об утилизации тары от проданного ранее продукта.
Например, в Германии участники системы солидарной экологической ответственности производителей — Grune Punkt («Зеленая точка») несут расходы по организации сбора и сортировки использованной упаковки. За это они получают определенные налоговые льготы и право маркировать свою продукцию знаком «Зеленая точка». Кроме того, в 1991 г. в Германии приняли закон, который обязывал производителя отвечать за упаковку продукта после того, как она станет ненужной потребителю. То есть ответственность за образование отходов ложится на промышленность, побуждая ее унифицировать систему управления отходами. Такую процедуру приняли многие страны Европы, и как результат — количество свалок значительно сократилось.
Экомышление — евроустремление
Можем ли мы самостоятельно справиться с количеством свалившегося на нас мусора? Оказывается, да. Причем без денег.
— Экологическое сознание человека формируется на протяжении всей жизни, но его основа закладывается в школе, — уверена глава общественной экологической организации «Новое экологическое мышление» Светлана Либерова. — Неважно — строят ли АЗС в спальном районе или выбросили в парке под куст бутылку — вред окружающей среде очевиден. Наша страна давно уже достигла того уровня, на котором проблема бытовых отходов не решается только технологическими и экономическими методами. При этом учебные программы не могут в полной мере обеспечить усвоения норм и правил экологической этики. Считаю, что ощутимый эффект появится лишь тогда, когда ученики будут не только изучать экологические проблемы, но и участвовать в реализации конкретных заданий по охране окружающей среды. Для этого и нужны такие экологические общественные организации, как наша.
К слову, более 7 лет тому назад Светлана Либерова создала предприятие «Вторма-Рівне», основным направлением работы которого является сбор вторсырья. И вот уже несколько лет подряд на территории «Втормы» проводят экологические уроки для школьников «Наступи на бутылку». Такое банальное на первый взгляд действие, как наступить на бутылку, тем самым уменьшая ее объем в три раза, не только облегчает работу коммунальщикам и сокращает бюджетные затраты, но и уменьшает объемы мусора. А повторное использование полиэтиленового пакета продлевает жизнь окружающей среды. За границей подобные действия — обыденность, для нас же — нечто новое. Не все дети знают, что одна пластиковая бутылка, брошенная под куст, может привести к уничтожению тысячи растений на сотню лет вперед.
— Ключевая проблема на пути развития города — преобладание техногенно-потребительской концепции развития общества, — продолжает Светлана Либерова. — Качество жизни человека уже давно не зависит от рыночных принципов или роста промышленности, оно лежит в плоскости социально-экологических аспектов. Тот негатив, который несут в себе для окружающей среды бытовые отходы, нельзя оправдать никакими экономическими проблемами. Да, поддержание нормального уровня экологии — вопрос не из дешевых, но здоровье человека — бесценно. Поэтому только формированием экологической культуры можно выйти из экологического кризиса. А что такое экокультура? Это выполнение людьми простых правил, которые формируют у человека ряд запретов: не выбрось, не сожги, не сломай и др. Чистота в городе по большому счету зависит не от профессионализма дворников, которые в нем убирают, а от культуры и сознания каждого из нас.
Что же делать
Светлана Либерова как специалист с 30-летним стажем работы на заготовительном рынке утверждает, что, во-первых, необходимо обеспечить доведение лимитов отходов для всех предприятий и организаций, что позволит выявить несовершенство технических процессов, обозначить главные факторы воздействия на окружающую среду, рационализировать используемые ресурсы.
Во-вторых, отменить положение, согласно которому можно иметь договора на вывоз отходов коммунальными предприятиями, что по сути выводит из-под контроля и фактически освобождает от ответственности многие предприятия.
В-третьих, принять закон, который бы определил место всем участникам рынка, занимающимся сбором, транспортировкой, сортировкой, подготовкой, утилизацией и переработкой отходов.
В ином случае наша перспектива — «задний двор» Европы.
Немає коментарів:
Дописати коментар